Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

иванов вяч. ив

Гуманитарный словарь

ИВА́НОВ Вяч. Ив. (1866-1949) - поэт, драматург, переводчик, теоретик иск-ва, иссл. культуры, мыслитель. Род. в семье землемера. Учился на ист.-филол. ф-те Моск. ун-та, продолжил образование в Берлине. С начала 1890-х гг. много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. В 1904-05 опубликовал иссл. "Эллинская религия страдающего бога" и "Религия Диониса", посв. дионисийскому культу, давшему начало т-ру трагедии. Как мыслитель И. находился под несомненным влиянием рус. философии "всеединства" (Вл. Соловьев), а также т. н. философии жизни (Ф. Ницше и др.). Правда, у И. Дионис - бог страдающий и всевластный, палач и жертва, бог и богоборец, наиболее угодный Создателю, - превращается в дохристианский аналог Христа, а Христос становится одним из бесконечных перевоплощений Диониса. Смерть Диониса - сокровенное и сверхразумное условие жизни. Плач по Дионису (Христу) - это плач человека над мертвым телом высшего существа, плач очищающий, т. е. несущий в себе семена радости воскресения: он по своей природе соборен (приобщение индивидуальности к коллективным началам жизни), даже если совершается индивидуально; он не только возрождает оплакиваемого, но и перерождает плачущего, открывая в нем высшее начало. "Дионисийское христ-во" И. является в конечном счете стержнем его "органич. мировоззрения". С Диониса И. начинал свою публицистич. деят-ность (ст. в ж. "Новый путь" за 1904), работа о Дионисе стала последней кн., изд. им в России ("Дионис и прадионисийство". Баку, 1922). Спектр тем публицистики И. очень широк - от природы символа до форм политич. консолидации славян.

По И., миф - не произвольный вымысел, а постулат коллективного самоопределения народа, к-рый фиксирует энергию нац. идеи, а потому выступает как живое движущее начало. Миф явлен нам в первую очередь через символ, а любой символ несет в себе потенцию раскрытия мира. Так, прошлые цивилизации мы знаем благодаря их символизму, в к-ром было запечатлено данное народам на заре истории Откровение. Символ - переживание забытого и утерянного достояния нар. души. С грамматич. точки зрения он - подлежащее, к-рое требует глагола для того, чтобы стать движущимся синтетич. суждением - мифом. Дионисизм, пронизывающий воззрения И., здесь находит свое окончательное выражение. Тем более во власти Диониса-Христа рус. художник, говорящий о великом мифе своего народа, ожидающего и одновременно несущего в себе Бога. Этот художник разорван между внешним воплощением России и ее внутренне угадываемой душой - подобно Богу, вынужденному умирать ради спасения всего сущего. В конечном счете, по И., расколот, дуалистичен и весь мир - только через излом, через высшее напряжение всех сил можно вырваться из-под власти демонов небытия. Напряжение это выплескивается в трагич., балансирующем на грани жизни и смерти дионисийском буйстве, наполняющем стихи И. Как поэт И. известен с 1903 (сб. "Кормчие звезды"; сб. "Прозрачность", 1904; "античная" трагедия "Тантал", 1905). Для поэзии И., носящей религ. характер (темы искупит. жертвы, гибели и воскресения), а также ориентирующейся на античное и ср.-вековое (византийское) иск-во в своем стремлении воплотить "соборное" начало, характерны использование архаизмов и выдерж. в архаич. духе неологизмов, сложная метрич. орг-ция стиха, тяжеловесного и трудного для восприятия; изощренная лексика, полная церк. и ритуальных реалий; мифопоэтич. начало (реминисценции и аллюзии на мифологич. образы, мотивы и сюжеты). Стихи И. по жанру близки к оде или гимну, принадлежа не только иск-ву, но и священнодействию, что в целом связано с представлениями И. о жизнестроит. миссии худож. творчества.

С 1905, переехав в Пб., И. стал одним из видных деятелей и теоретиков второй волны символизма, провозгласившей высокое религ. (теургическое) предназначение иск-ва. Дом И. на Таврической ул. в Пб. ("Башня") стал одним из центров символистского движения. Здесь по средам ("Ивановские среды") собирались писатели, поэты, философы и критики, вырабатывавшие идеи религ.-филос. содержания, становившиеся затем достоянием интеллектуально-художеств. и нравств. жизни России. В сб. критич. работ "По звездам" (1909) и "Борозды и межи" (1916) И. отстаивал трактовку символизма как иск-ва объективных ценностей, ведущего от "реального к реальнейшему", от нисхождения в глубь предметного бытия к его дух. истолкованию и преображению. Сторонник соборности, И. считает главным иск-во мистерии, в к-ром нет ни актеров, ни зрителей, а все являются участниками единого синтетич. действия. Оставил выдающиеся образцы филос.-критич. работ по истории рус. классич. лит-ры, в т. ч. иссл. творчества Ф. М. Достоевского: "Достоевский и роман-трагедия" и "Основной миф в романе "Бесы"". И. активно сотрудничал в ж. "Аполлон", "Весы", "Золотое руно", "Новый путь", участвовал в работе Петерб. религ.-филос. об-ва, преподавал на Высших женских курсах. После Окт. рев-ции занимался науч. и культурно-просветит. деятностью, был ректором Бакинского ун-та и зам. наркома просвещения Азербайджана. С 1924 в эмиграции в Италии. Принял католичество; переводил на рус. яз. Данте, Петрарку, публиковал новые произв. ("Римские сонеты", 1925; "Человек", 1939).

В. И. Иванов

В. И. Иванов

Полезные сервисы

иванов вяч. ник

Гуманитарный словарь

ИВАНО́В Вяч. Ник. (род. 1938) - гребец, з. м. с. СССР (1956). Олимп. чемпион (1956, 1960, 1964) в академич. гребле на одиночке, чемпион мира 1962, чемпион Европы 1956, 1959, 1961 и 1964. Чемпион СССР по гребле на одиночке 1956-66, в гребле на двойке парной 1962. Единств. в истории Олимп. игр обладатель трех золотых медалей в гребле на одиночке. Автор кн. "Ветры олимпийских озер" (М., 1972).

Полезные сервисы

иванов вячеслав всеволодович

Энциклопедический словарь

Ива́нов Вячеслав Всеволодович (р. 1929), филолог, переводчик, доктор филологических наук, академик РАН (2000). Сын Вс. В. Иванова. Работы по индоевропейскому, славянскому, балтийскому, кавказскому языкознанию, ассириологии, хетто-лувийским языкам, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальное исследование (совместно с Т. В. Гамкрелидзе) «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры» (кн. 1-2, 1984). Ленинская премия (1988), Государственная премия СССР (1990).

* * *

ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович - ИВА́НОВ Вячеслав Всеволодович (р. 21 августа 1929, Москва), российский ученый-филолог, переводчик, академик РАН (с 2000). Ленинская премия (1988). Государственная премия (1990). Сын Вс. В. Иванова (см. ИВАНОВ Всеволод Вячеславович).

В детстве перенес тяжелое заболевание, приковавшее его надолго к постели, учился дома. В 1941-1943 находился в эвакуациив Ташкенте. В 1951 окончил филологический факультет Московского университета. В 1955 был удостоен степени доктора филологических наук за кандидатскую диссертацию об отношении клинописного хеттского языка к другим индоевропейским; решение не было утверждено ВАКом, потерявшим впоследствии диссертацию (новая докторская диссертация о балтийском и славянском глаголе была защищена в Вильнюсском университете в 1978.). В 1958 был уволен из университета за несогласие с официальной оценкой романа Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) «Доктор Живаго» и за поддержку на научных конгрессах взглядов Р. О. Якобсона (см. ЯКОБСОН Роман Осипович) (решение официально было отменено руководством университета как ошибочное 30 лет спустя, в 1988).

В 1956-1958 гг. руководител семинаром по математической лингвистике МГУ. В 1959-1961 гг. работал заведующим группой машинного перевода Института точной механики и вычислительной техники АН СССР. В 1962 организовал в Москве вместе с другими основателями московско-тартуской школы семиотики первый симпозиум по структурному изучению знаковых систем, вызвавший резкую критику официальных идеологов. В 1961-1989 заведующий сектором структурной типологии Института славяноведения, в 1989-1993 директор Библиотеки иностранной литературы, в 1989-1994 заведующий кафедрой теории и истории мировой культуры МГУ.

В 1989-1991 народный депутат СССР. В 1989-2001 профессор Стэнфордского университета (шт. Калифорния), с 1992 профессор кафедры славянских языков и литератур и программы индоевропейских исследований Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA). В 2003 по его инициативе был основан институ «Русская антропологическая школа» при РГГУ (см. РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ), ученый стал его директором..

Автор более 15 книг и более 1000 статей по проблемам лингвистики, литературоведения, семиотики и других смежных наук на русском и разных западных и восточных языках. Среди них: «Чет и нечет», «Очерки истории семиотики в СССР», «Индоевропейский язык и индоевропейцы» (в соавторстве с Т.В. Гамкрелидзе (см. ГАМКРЕЛИДЗЕ Тамаз Валерианович)), «Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (Древний период)», «Исследования в области славянских древностей», и др.

Большой энциклопедический словарь

ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович (р. 1929) - российский филолог, переводчик, доктор филологических наук. Сын Вс. В. Иванова. Работы по индоевропейскому, славянскому, общему языкознанию, по фольклору и мифологии славян. Фундаментальные исследования (совместно с Т. В. Гамкрелидзе) "Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры" (кн. 1-2, 1984). Ленинская премия (1988), Государственная премия СССР (1990).

Полезные сервисы

иванов вячеслав иванович

Энциклопедический словарь

Ива́нов Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт, представитель и теоретик символизма (книги «По звёздам», 1909). В его петербургской квартире (так называемая «башня Иванова») устраивались «ивановские среды», собиравшие литературно-артистическую интеллигенцию (1905-1912). Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья: сборники «Кормчие звёзды» (1903), «Cor ardens» (ч. 1-2, 1911), в центре которых - поиски личности через откровение чужого «ты». В литературно-философских трудах (в том числе в книге «Борозды и межи», 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества, попытки преодоления индивидуализма путём выхода к «соборности» («Родное и вселенское», 1917). Книга «Переписка из двух углов» (1921; совместно с М. О. Гершензоном). С 1924 жил в Италии (поэтический цикл «Римские сонеты», 1924-25).

* * *

ИВАНОВ Вячеслав Иванович - ИВА́НОВ Вячеслав Иванович (1866-1949), русский поэт. Представитель и теоретик символизма (см. СИМВОЛИЗМ). Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник «Кормчие звезды», 1903, «Cor ardens», ч. 1-2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. ч. в книге «Борозды и межи», 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.

* * *

ИВА́НОВ Вячеслав Иванович [16 (28) февраля 1866, Москва - 16 июля 1949, Рим], русский поэт, мыслитель, теоретик символизма, переводчик.

Юность. «Внятно все»

Отец - мелкий чиновник, умер, когда Вячеславу Иванову было 5 лет. Определяющее влияние на сына оказала мать, глубоко религиозная женщина. В 1884 Иванов окончил с золотой медалью Первую московскую гимназию. В 1884 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, в 1886 как многообещающий студент послан за границу, где провел около 10 лет, бывая в России наездами. С благодарностью вспоминал своих берлинских учителей, известных историков Т. Моммзена (см. МОММЗЕН Теодор) и О. Гиршвельда; по окончании курса (1891) готовил докторскую диссертацию (на латыни) о системе государственных откупов в Древнем Риме (1895, опубликована в 1910), но защищать ее не стал; с этого времени посвящает себя филологии и поэзии. Иванов живет в Париже, Италии, Женеве, совершает путешествие по Европе, работает в Афинах. За границей осваивает мировую культуру (овладевает и всеми европейскими языками, изучал санскрит), немецкую философию, открывает для себя Гете, немецких мистиков, Новалиса (см. НОВАЛИС), А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), а также Вл. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич) и А. С. Хомякова (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович).

Постигая Ницше. Дионисийство

Но главным многолетним средоточием его интересов с начала 1890-х годов стало учение Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), расширившее представление Иванова о границах человеческого «Я». Приветствуя высвобождающий пафос личности у Ницше, «снявшего иго уныния и отчаяния, тяготевшие над сердцами» («Ницше и Дионис» - «Весы», 1904, № 5, с. 18), Иванов не принял культ самоутверждения личности, «воли к могуществу» и вражды к христианству. В дионисийстве он увидел не экстатическую, иррациональную и «понижающую» стихию, а священное безумие, творчески-стихийное движение духа, в сверхчеловеке - ступень «богопроникновенности», доказательство божественной сущности человека и путь преодоления индивидуализма. В Париже в 1903 Иванов читает лекции по истории дионисийских культов («Эллинская религия страдающего бога», «Религия Диониса», опубликованы в 1904-05 в петербургских журналах), имевшие большой успех.

Взгляды Ницше повлияли и на личную жизнь Иванова, раскрепостили его, помогли, по его словам, «жестоко и ответственно, но, по совести правильно» принять в 1895 решение расстаться с первой женой (с 1886) Д. М. Дмитревской ради Лидии Дмитриевны Зиновьевой-Аннибал (см. ЗИНОВЬЕВА-АННИБАЛ Лидия Дмитриевна), в замужестве Шварсалон; Иванов встретил ее в Италии в 1893, в 1896 родилась дочь Лидия; брак из-за ее мужа, настаивавшего на передаче ему троих детей, состоялся лишь в 1899, до того они вынуждены были скрываться от него и скитаться по Европе. Дионисийские стихи, связанные с Зиновьевой-Аннибал, вошли в первую книгу поэта «Кормчие звезды» (СПб., 1903), изданную после одобрения Вл. Соловьева. Одно из лучших стихотворений «Любовь» («Два ока мы единственного взора, / Мечты одной два трепетных крыла... / Самим себе мы Сфинкс единый оба. / Мы - две руки единого креста») Иванов позднее, в книге «Cor ardens», разовьет в «Венок сонетов». Поэзия Иванова насыщена культурными символами, перегружена ими, но он претворял их «согласно строю своей современной души» (А. Блок (см. БЛОК Александр Александрович)). Во второй книге «Прозрачность» (М., 1904) неотмирное, пребывающее в заоблачных высях «Я» поэта, хотя опосредованно и отвлеченно, перекликается с дольним, текучим миром; здесь, может быть, впервые Иванов говорит «да» миру, его потенциальной сакральности - позиция, во многом определившая направление его культурно-философских работ.

Башня

В 1905 Иванов возвращается в Россию, с осени живет в Петербурге, становится признанным мэтром и теоретиком символизма. В его доме на Таврической улице, 25 (ныне 35), известном как «башня» Вячеслава Иванова (квартира находилась в угловом выступе последнего этажа), устраивались т. н. ивановские среды, самый известный литературный салон нач. 20 века: здесь собиралась литературно-артистическая богема, представители различных кругов творческой интеллигенции: писатели - М. А. Кузмин (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), А. Белый (см. БЕЛЫЙ Андрей), М. О. Гершензон (см. ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович) (гостившие или жившие на башне), Блок, Ф. К. Сологуб (см. СОЛОГУБ Федор Кузьмич), С. М. Городецкий (см. ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович), А. М. Ремизов (см. РЕМИЗОВ Алексей Михайлович), В. П. Пяст, Г. И. Чулков, Е. К. Герцык, бывали З. Н. Гиппиус (см. ГИППИУС Зинаида Николаевна), Д. С. Мережковский (см. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич), А. В. Луначарский (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич) и М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим); философы - Н. А. Бердяев (см. БЕРДЯЕВ Николай Александрович) - (бессменный председатель сред), Л. Шестов (см. ШЕСТОВ Лев), Ф. А. Степун (см. СТЕПУН Федор Августович), С. Н. Булгаков (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич), художники-мирискусники (К. А. Сомов (см. СОМОВ Константин Андреевич), М. А. Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович), Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович), с ними у Иванова устанавливаются дружественные отношения), музыканты, режиссеры (В. Э. Мейерхольд (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич)), профессора (М. И. Ростовцев (см. РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович), Н. А. Котляревский (см. КОТЛЯРЕВСКИЙ Нестор Александрович)). Именно ивановские среды создали легендарный образ мэтра «мистагога», «Вячеслава Великолепного» (Л. Шестов) и «Сирина ученого варварства» (А. Белый).

Смерть Зиновьевой. В Москве

В особой атмосфере учености и интимности, утонченной игры ивановских сред испытывались и символистские установки на жизнестроительство; поиски выхода из отъединенного «Я» к соборности повлекли опасный (и для некоторых участников драматический) опыт «союза трех» (стихотворения «Зодчий», «Китоврас», цикл «Золотые завесы» в книге «Cor ardens»). В 1907 умерла жена Зиновьева-Аннибал, среды пошли на спад, но до времени отъезда в Италию в 1912 дом Иванова оставался центром притяжения литературных сил. И после смерти жены Иванов сохранял с ней мистическое общение, именно она, по его убеждению, указала на дочь от первого брака Веру Константиновну Шварсалон как на свою преемницу (стихотворение «Ее дочери», 1910); брак с падчерицей (в 1910) вызвал отторгающую реакцию у многих из окружения Иванова. В 1912 родился сын Дмитрий, в 1913 по возвращении с семьей в Россию (еще с начала 1900-х годов с Ивановыми жила подруга Зиновьевой-Аннибал М. М. Замятнина, помогавшая воспитывать детей, вела также и секретарскую работу) Иванов поселился в Москве.

«Эрос» и «Cor ardens». Особенности стиля

В 1907 Иванов издал небольшую книгу стихов «Эрос» (СПб.), в 1911-12 - «Cor ardens» (ч. 1-2, М.), отразившую, вместе с прозрениями в таинственные основы жизни, состояниями «тихой души», «яд огненного хмеля», душевный эротизм жизни на башне - как отмечалось критикой, в целом высоко оценившей книгу; в нее вошли стихи, посвященные памяти Зиновьевой-Аннибал. Сборник «Нежная тайна» (СПб., 1912) от других книг отличался большей лиричностью, стилистической внятностью и ритмической уравновешенностью. Поэзию Иванова часто называют «филологической», «ученой», «умственной», поскольку символы и образы мировой культуры - главный предмет его вдохновений, прежде всего мифы, боги, предания и поэтические сюжеты Древней Греции и Рима: античный мир с его синкретизмом, органическим включением «Я» в жизнь общностей, рода, представлялся Иванову «золотым веком» не только прошлого, но и будущего и служил отправной точкой его философских построений. В целом ивановскую поэтику отличает зашифрованность, торжественная тяжеловесность слога, стилизованная архаика; он нередко образовывал новые сложносоставные слова - «прозрачнозвонная теорба» , «звездноокая листва», «багрянородная тюрьма», «огнежалый перун», «рыскучий волхв» - и даже изобрел своего Жарбога. Упругость и плотность стиха, пристрастие к скоплению согласных и односложным словам - именно слово было «единицей смысла» в поэтике Иванова; эмблематичность (и греческий ландшафт, и русский пейзаж, по наблюдению С. С. Аверинцева (см. АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич), «приобретают у Иванова отчетливость геральдической эмблемы» - Стихотворения…. 1976, с. 30), использование редких, экзотических форм и размеров создают стилевое своеобразие его поэзии.

Концепция символизма

В 1900-10-е годы Иванов активно участвует в символистских журналах и издательствах (подробнее о его роли в них см. в статье Н. В. Котрелева в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917», Т. 2, Москва, 1992), много публично выступает с лекциями и докладами, значительна его роль в петербургском Религиозно-философском обществе (рубеж 1900-1910-х); позднее, с 1913, в Москве сближается с религиозными философами - С. Булгаковым, П. А. Флоренским (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), Е. Н. Трубецким (см. ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич), «славянофильствующим» В. Ф. Эрном (см. ЭРН Владимир Францевич) (в предвоенные годы - дружба с ним), а также с А. Н. Скрябиным (см. СКРЯБИН Александр Николаевич) в последние годы его жизни. С 1904 постоянно печатает культурно-философские эссе, критические и публицистические статьи, рецензии, собранные в трех книгах: «По звездам» (СПб., 1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (М., 1917), где дает свою концепцию символизма и культуры, оказавшую большое влияние на символизм и символистов в России, на философскую и эстетическую мысль серебряного века. В статье «Наш язык» (сб. «Из глубин», М.-Пг., 1918) родственная Иванову близость эллинской и русской культуры получает прямое выражение: дух, образ и красота эллинские внутренне «соприродны» русскому языку» («Церковно-славянская речь стала под перстами боговдохновенных ваятелей души славянской, св. Кирилла и Мефодия, живым слепком «божественной эллинской речи»» - сб. «Лик и личины...», с. 26), а общее назначение обоих языков - осуществлять культурное преемство, вселенское и всечеловеческое.

О конце безоглядного индивидуализма

Поразительно, что во времена расцвета индивидуализма, чему способствовало и творчество Иванова, он говорит о его кризисе (статья «Кризис индивидуализма»), кризисе сознания самоутверждающейся личности, страждущей души, пытающейся «устроиться без Бога» и отказывающейся сказать «великое да миру» («Вагнер и дионисово действо»), «именно глубина и утонченность наша кажутся симптомами истощения индивидуализма» («По звездам», с. 95). Эпоха «героического индивидуализма», с его безоглядным бунтом против мира и духовным «богоборством» (Гамлета, Фауста, байронического героя) закончилась, в 20 веке: этот бунт, вызов объективно-обязательной истине оборачивается узостью «внутренне индивидуального» и неустранимым разладом с миром («Не по-людски и не по-божьи уединенная душа» - стих. «Ропот»), выход из него - в преодолении индивидуализма через сверхчеловеческое (которое уже не индивидуальное, но «вселенское и даже религиозное»), а через него - к «хоровой соборности», не растворяющей личность, но ответственно расширяющей ее.

Два символизма

В статье «Две стихии в современном символизме» Иванов оформляет различающую концепцию реалистического или религиозного символизма (он определяет его также как мистический реализм) и идеалистического, отвлеченного символизма, не преображающего жизнь, а остающегося в границах эстетического канона, чистого эстетизма.

Об истоках русского символизма

Истинными родоначальниками символизма Иванов считает Ф. И. Тютчева (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович), А. А. Фета (см. ФЕТ Афанасий Афанасьевич) и Владимира Соловьева (последнему он посвятил статью «Религиозное дело Соловьева», 1911), в философии которого находит много родственных себе мыслей, в т. ч. взгляд на искусство как «служение теургическое». Художник-символист призван воплощать положительное миросозерцание, т.е. мистический реализм, и в подвиге жизни (жизнетворчество), и в подвиге творчества - «нисхождении» к людям, сознавать себя органом сверхличной и народной жизни. Конечной, дальней целью искусства Иванов полагал мифотворчество, новый «соборный» способ жизни и объединения людей; более всего эта внеэстетическая задача может быть воплощена в театре, мистерии - реальном осуществлении мифа; театру с этой т. зр. Иванов посвятил несколько статей.

С позиции религиозного символизма Иванов подходит и к творчеству Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) («Достоевский и роман-трагедия»), и Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) («Лев Толстой и культура»), сравнивает Достоевского с «великими трагиками Греции», а чаемую Ивановым соборность находит в особом проникновении писателя в чужое «Я» в отношении к нему не как к объекту, но субъекту: «ты еси», «твоим бытием я познаю себя сущим» («Борозды и межи», с. 341; см. также Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1979, с. 11-16).

О национальном характере

Национальное бытие для Иванова, как и все подлинное и сверхличное - мистическая сущность, еще в статье «О русской идее» («По звездам») он говорил о национальной идее как самоопределении народной души «связи с вселенским процессом». Черты национального характера, как и гения народа, провиденциально влияют на судьбу страны, вносят в жизнь религиозное начало, в противовес «люциферианской» культуре.

Проблемам национального и вселенского посвящена книга «Родное и вселенское», составленная в значительной части из статей военных лет: «Лик и личины России», «Байронизм как событие в жизни русского духа», «Скрябин и дух революции» (1917) и др.

Переводы

Путь Иванова-мыслителя в 1910-е годы - от религиозно-духовного синкретизма (см. СИНКРЕТИЗМ) к христианской соборности (см. СОБОРНОСТЬ), воплощению христианского идеала в новой «органической» культуре. В 1910-е годы Иванов переводит Алкея (см. АЛКЕЙ) и Сафо (см. САФО) (М., 1914), Петрарку (М., 1915), Эсхила (размером подлинника, перевод остался не законченным), переводил также Новалиса, Дж. Байрона и Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль).

Трагедия страны и личная трагедия. «Из двух углов»

Неприятие Октябрьской революции (цикл «Песни смутного времени», 1918; статья «Революция и самоопределение России», 1917) первое время уживалось с внешней лояльностью по отношению к советской власти: в 1919-20 - один из руководителей театрального и литературного отдела Наркомпроса, читал лекции в Пролеткульте (см. ПРОЛЕТКУЛЬТ), различных учебных заведениях. В это время выходят его поэма «Младенчество» (Пг., 1918) и трагедия «Прометей» (Пг., 1919). Пореволюционные годы были для Иванова особенно тяжелыми: во время холода, голода и разрухи - длительная болезнь и смерть жены в 1920, тогда же умерла Замятнина. В 1919-20 он пишет «Зимние сонеты» (со сквозными темами смерти, «застылости», бездомности), где осознает себя двойником, причастным этой «темной зиме» и живущим в «чертогах» парящего духа («Не сиротеет вера без вестей»). Тогда же, в санатории «для переутомленных работников умственного труда» создается «Переписка из двух углов» (Пг., 1921; М.-Берлин, 1922 совместно с Гершензоном (см. ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович); переведена на основные европ. языки) - диалог о кризисе и тупиках современной культуры и сознания: усталость, бессилие, подавленность культурным наследием, накопленными знаниями, оторванным от «живого опыта», зараженность рефлексией, смутность идеала (Гершензон) и неуничтожимость культуры «инициативной в духе», «вестнице благоволения», предполагающей временной «упадок» и «перерыв»; вера, сознательная память и «великий труд человека» способны преодолеть культурные яды и соблазны и «отлучение» от источников бытия (Иванов).

В Баку

После неудачной попытки выехать за границу Иванов переезжает в Баку, преподает на кафедре классической филологии Бакинского университета, ведет просветительскую работу, общается с литературной молодежью (о бакинском периоде жизни см.: Альтман М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым, СПб., 1995; Мануйлов В.А. Записки счастливого человека, СПб., 1999, с. 86-101), защищает докторскую диссертацию «Дионис и прадионисийство» (Баку, 1923).

В Италии

В мае 1924 Иванова вызывают в Москву на празднование 125-летия со дня рождения А. С. Пушкина, а в августе того же года по командировке от Наркомпроса (возглавлявшегося бывшим завсегдатаем башни А. В. Луначарским) он выезжает с детьми в Италию. С этого времени Иванов живет в Риме, до 1936 сохраняет советское гражданство. В 1926 становится католиком, не отрекаясь (на что потребовалось специальное разрешение) от православия. Сразу же по приезде в Рим в 1924 создает цикл «Римские сонеты» (см. выше; опубл. в 1936), в 1920-30-е годы почти не пишет стихов. Преподавал (1926-34) в павийском колледже «Карло Борромео», здесь и в Риме его посещают европейские знаменитости, в т. ч. М. Бубер (см. БУБЕР Мартин). С конца 1920-х близким другом семьи, до конца жизни Иванова становится его единомышленница О. А. Шор (О. Дешарт). С 1936 Иванов снова в Риме, профессор русского языка и литературы в Папском Восточном институте, преподает и в других ватиканских учебных заведениях. Иванов переводит и уточняет свои прежние работы о символизме, Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Поэтическое молчание прерывается в 1943-44 созданием стихотворного цикла «Римский дневник», с установкой на опрощение поэтики и отмеченный спокойно-просветленным приятием смерти; вошел в подготовленную Ивановым перед смертью книгу стихов «Свет вечерний», опубликованную лишь в 1962 в Оксфорде. В 1939 издает написанную в 1915-19 религиозно-философскую поэму (мелопею) «Человек» - о единстве судеб человека и мира, труднопостигаемую и герметичную. Незавершенной осталась «Повесть о Светомире Царевиче» (опубл.: Собр. соч., т. 1), над которой Иванов работал с нач. 1930-х годов, с перерывами, до конца жизни.

Большой энциклопедический словарь

ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866-1949) - русский поэт. Представитель и теоретик символизма. Поэзия ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья (сборник "Кормчие звезды", 1903, "Cor ardens", ч. 1-2, 1911). В литературно-философских трудах (в т. ч. в книге "Борозды и межи", 1916) - религиозно-эстетическая концепция творчества. С 1924 жил в Италии.

Полезные сервисы

иванов вячеслав николаевич

Энциклопедический словарь

Ивано́в Вячеслав Николаевич (р. 1938), спортсмен, заслуженный мастер спорта (1956). Чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964), мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66) в академической гребле (лодка-одиночка).

* * *

ИВАНОВ Вячеслав Николаевич - ИВАНО́В Вячеслав Николаевич (р. 30 июля 1938, Москва), российский спортсмен (академическая гребля (см. АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ)); заслуженный мастер спорта (1956). Трехкратный чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964) на лодке-одиночке; чемпион мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66).

Трудное детство

В 1941 семья эвакуировалась в Барнаул. Отец в 1943, отказавшись от брони, добровольцем ушел на фронт и погиб под Ленинградом. В 1945, перед самым концом войны, погиб старший брат, 19-летний Михаил. Вернувшись из Барнаула (1943), семья Ивановых (мать, бабушка, сестра и Вячеслав) жила на Большой Калужской улице рядом с Нескучным садом, в котором и получил Вячеслав свое первое «физкультурное образование». Он любил «гонять наперегонки» на коньках, и, хотя был освобожден от физкультуры (врачи обнаружили у него ревмокардит), все свободное время играл зимой в хоккей, а летом в футбол. Летом в 1950 записался в легкоатлетическую секцию «Крылья Советов», а осенью в секцию бокса общества «Спартак», в которой занимался три года. По его собственному признанию, бокс научил многому: «Мужеству. Умению мгновенно мыслить. Переносить удары в прямом и переносном смысле. Дал отличную физическую подготовку, колоссальную выносливость». С лета 1952 начал совмещать занятия боксом с тренировками в секции гребли.

В начале 1955 тяжело заболела мама и ему пришлось уйти из школы; начал работать учеником токаря на Машиностроительном заводе имени 1 мая.

«Никогда не опускай весла»

Его первым тренером в гребном спорте был неоднократный чемпион СССР, опытный педагог И. Я. Демьянов. Первого успеха Вячеслав добился в 1955, став в день своего 17-летия победителем юношеского чемпионата страны и бронзовым призером чемпионата страны среди мужчин. С самого начала занятий академической греблей его девиз был «сражаться до конца» или «никогда не опускай весла». В 1956, победив на Спартакиаде народов СССР своих основных соперников Ю. Тюкалова (см. ТЮКАЛОВ Юрий Сергеевич) и А. Беркутова, завоевал право участвовать на Олимпийских играх в Мельбурне. Гонка на озере Вендурри под Мельбурном (1956) принесла ему первую золотую олимпийскую медаль. Через три года, на чемпионате Европы во Франции, в труднейших погодных условиях впервые в истории академической гребли прошел на лодке-одиночке дистанцию 2000 м быстрее 7 минут (6,58,8).

Исторические победы

В последующие 5 лет (1960-64) одержал победы на Олимпийских играх в Риме (1960) и Токио (1964), став первым в истории спорта гребцом-одиночником, выигравшим три Олимпиады. В 1962 выиграл первую золотую медаль на первом чемпионате мира по академической гребле в Люцерне (Швейцария). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1960) и двумя орденами «Знак Почета» (1956, 1964). Окончил Волгоградский Государственный институт физической культуры (ГИФК, 1969) и экстерном офицерское училище (1960).

Большой энциклопедический словарь

ИВАНОВ Вячеслав Николаевич (р. 1938) - российский спортсмен, заслуженный мастер спорта (1956). Чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964), мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66) в академической гребле (лодка-одиночка).ИВАНОВ Вячеслав Николаевич (р. 30 июля 1938, Москва), российский спортсмен (академическая гребля); заслуженный мастер спорта (1956). Трехкратный чемпион Олимпийских игр (1956, 1960, 1964) на лодке-одиночке; чемпион мира (1962), Европы (1956, 1959, 1961, 1964), СССР (1956-66). Трудное детствоВ 1941 семья эвакуировалась в Барнаул. Отец в 1943, отказавшись от брони, добровольцем ушел на фронт и погиб под Ленинградом. В 1945, перед самым концом войны, погиб старший брат, 19-летний Михаил. Вернувшись из Барнаула (1943), семья Ивановых (мать, бабушка, сестра и Вячеслав) жила на Большой Калужской улице рядом с Нескучным садом, в котором и получил Вячеслав свое первое "физкультурное образование". Он любил "гонять наперегонки" на коньках, и, хотя был освобожден от физкультуры (врачи обнаружили у него ревмокардит), все свободное время играл зимой в хоккей, а летом в футбол. Летом в 1950 записался в легкоатлетическую секцию "Крылья Советов", а осенью в секцию бокса общества "Спартак", в которой занимался три года. По его собственному признанию, бокс научил многому: "Мужеству. Умению мгновенно мыслить. Переносить удары в прямом и переносном смысле. Дал отличную физическую подготовку, колоссальную выносливость". С лета 1952 начал совмещать занятия боксом с тренировками в секции гребли.В начале 1955 тяжело заболела мама и ему пришлось уйти из школы; начал работать учеником токаря на Машиностроительном заводе имени 1 мая.

"Никогда не опускай весла" Его первым тренером в гребном спорте был неоднократный чемпион СССР, опытный педагог И. Я. Демьянов. Первого успеха Вячеслав добился в 1955, став в день своего 17-летия победителем юношеского чемпионата страны и бронзовым призером чемпионата страны среди мужчин. С самого начала занятий академической греблей его девиз был "сражаться до конца" или "никогда не опускай весла". В 1956, победив на Спартакиаде народов СССР своих основных соперников Ю. Тюкалова и А. Беркутова, завоевал право участвовать на Олимпийских играх в Мельбурне. Гонка на озере Вендурри под Мельбурном (1956) принесла ему первую золотую олимпийскую медаль. Через три года, на чемпионате Европы во Франции, в труднейших погодных условиях впервые в истории академической гребли прошел на лодке-одиночке дистанцию 2000 м быстрее 7 минут (6,58,8). Исторические победы В последующие 5 лет (1960-64) одержал победы на Олимпийских играх в Риме (1960) и Токио (1964), став первым в истории спорта гребцом-одиночником, выигравшим три Олимпиады. В 1962 выиграл первую золотую медаль на первом чемпионате мира по академической гребле в Люцерне (Швейцария). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1960) и двумя орденами "Знак Почета" (1956, 1964). Окончил Волгоградский Государственный институт физической культуры (ГИФК, 1969) и экстерном офицерское училище (1960). Сочинения: Ветры олимпийских озер. М., 1972.В. И. Линдер ИВАНОВ Георги (р. 1940) - летчик-космонавт Болгарии, подполковник, Герой Болгарии (1979), Герой Советского Союза (1979). Первый гражданин Болгарии, совершивший Полет в космос. Полет на советском космическом корабле "Союз-33" (апрель 1979).

Полезные сервисы